Как детское творчество помогает справиться с ночными страхами?
На днях мама привела ко мне на приём маленькую девочку. Оленьке уже 5 лет. Маму очень беспокоит, что по ночам доченька часто прибегает в постель к родителям. Ребёнок горько плачет и рассказывает, что к ней ночью приходит чудовище и пугает его. Они уже были у одного детского психолога, но рисовать ребёнок наотрез отказался и никаких результатов этот визит не принёс. А ночные страхи продолжаются.
Я предложила девочке выбрать из набора массы для лепки «Африка» волшебное животное, которое сможет стать защитником. Оленька долго перебирала и рассматривала коробочки с заготовками различных зверей. Пока, наконец, не выбрала бегемотика.
Девочка старательно мяла и раскатывала массу для лепки. Делала шарики, плющила ладошкой лепёшки, раскатывала колбаски. Рассуждала, кто же сможет её защитить. И как быть, если чудовище появится вновь. И вот малышка слепила….
Ни за что не догадаетесь! …
Волшебную палочку. Палочка получилась сантиметров 15 в длину, достаточно толстенькая. Украсить палочку девочка решила бабочкой. Но в процессе лепки бабочка трансформировалась в черепашку. Вы представляете себе волшебную палочку с черепашкой на конце?
Мы вместе придумали историю, как эта волшебная палочка поможет девочке справиться с чудовищем. Даже прорепетировали несколько раз, как Оленька станет решительно выхватывать палочку из-под подушки, указывать в сторону чудища и грозно произносить волшебные слова: « Абра-кадабра!».
Девочке так понравилось пугать чудище, что она даже станцевала танец победы над ужасным зверем.
После нашей встречи прошло две недели, чудище перестало появляться по ночам в комнате девочки. А палочка так и лежит под подушкой.
-Как под подушкой? – удивлённо скажете вы,- она там всё бельё испачкает и прилипнет куда – нибудь.
А вот и нет. Через два дня масса застыла. И теперь её уже никак не размажешь.
Казалось бы такой маленький эпизод в жизни ребёнка - лепка из специальной массы. Но в ненавязчивой и безопасной атмосфере происходит развитие фантазии, инициативности, умения находить нестандартные решения, умения изобретать и открывать что-то новое, свобода воображения, самостоятельный поиск адаптации к сложным жизненным ситуациям.
А взрослым остаётся только:
1. давать волю детской фантазии ( в пределах разумного)
2. не сдерживать творческой активности,
3. хвалить за успехи
4. создавать условия для развития творческих способностей ребёнка
5. способствовать нормализации эмоционального состояния малыша.
Если Вас что-то настораживает в поведении вашего ребёнка, то стоит обратиться за консультацией детского психолога, не дожидаясь пока это станет проблемой для всей семьи.
Будьте здоровы и счастливы! Всегда Ваша, Марина Цепляева.