На языке младенца

Находясь еще в утробе матери, малыш уже чувствует, ждут его появления или нет. В этом ему помогает язык эмоций и прикосновений. Этот язык лежит в основе эмоциональных отношений родителей и ребенка и является залогом здорового и полноценного развития малютки.

Фундамент позитивных эмоциональных отношений закладывается родителями задолго до появления малыша, а именно тогда, когда у пары появляется обоюдное желание иметь ребенка. Уже одна мысль о желанности базируется на принятии и любви будущего малыша. Находясь в утробе, ребенок наполняется доброжелательностью, любовью, вниманием со стороны мамы и папы. Очень важно в этот период для мамы создать атмосферу единения с партнером, привлекая папу к общению с малышом.

Об этом периоде я подробно писала в предыдущей статье «В ожидании чуда…»

После долгожданного появления малютки на свет эмоциональные отношения меняются. Женщина все свое внимание отдает малышу. Она становится главной фигурой для младенца. Именно мама является источником тепла, пищи комфорта и безопасности. Отец — «ангел-хранитель» этой пары.

Глядя, на беспомощного и хаотично двигающегося младенца кажется, что все его потребности связаны с физиологическим уходом за ним. Это обманчивые представления. За внешним хаосом у малыша есть желание обрести СТАБИЛЬНОСТЬ в отношениях с окружающим миром, а самое главное с близкими людьми. В этом процессе младенцу и его родителям помогают специфические особенности контакта. Они присутствуют в отношениях малышей и взрослых практически на всех континентах вне зависимости от социальных и культурно-расовых различий людей. Этот факт доказывает, что такой вид взаимодействия просто необходим для выживания и полноценного развития малыша. Давайте познакомимся с этими особенностями подробнее.

 

Первая особенность — детскость речи взрослого, общающегося с ребенком («baby talk»). В России эту особенность говорения называют «языком нянюшек».

Для этой речи свойственно использование уменьшительно-ласкательных слов, изменение звуков в словах (например, «масенький», «лапусенька» и т. д.). Меняется громкость, ударение, удлиняются гласные, отмечаются повторения.

Вторая особенность — мимическая эмоциональная экспрессия. При общении с ребенком у взрослого вместе с речью изменяется выражения лица: глаза расширяются как можно шире, брови приподнимаются, мимика становится более подвижной и разнообразной. Важно отметить, что взрослый, наблюдая за проявлениями ребенка, как бы «подстраивается» к нему; таким образом, создаются максимально благоприятные условия для возникновения единого пространства взаимодействия взрослого и ребенка. Создавая позитивный ореол эмоциональных отношений, взрослый непроизвольно привносит все новые и новые элементы в обучение, обеспечивая тем самым возможности активного усвоения ребенком различных сфер деятельности.

Третья особенность — изменение дистанции в процессе взаимодействия. Общаясь с младенцем, взрослый невольно совершает различные движения головой, телом, пальцами рук. Например, быстрое приближение и удаление младенца, подбрасывание младенца, кручение по кругу, постукивания или поглаживания пальцами по различным частям тела ребенка. Общение с ребенком может также включать действия с его ручками и ножками.

Поэтому очень важно в этот период родителям, проводя время с ребенком, посвящать его непосредственно эмоциональному и телесному контакту с ним. В этом деле лучшими помощниками станут игры, игровые массажи, традиционные потешки и пестушки.

Пестушки — это коротенькие песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Пестование — это древняя традиция общения с частями тела ребенка. Целью пестования является «напитывание» всех частей тела энергией силы, красоты и здоровья.

Потешки — это игры взрослого с различными частями тела ребенка (с пальчиками, ножками, ручками). Цель игры потешать, развлекать, веселить малыша.

Игровой массаж — это еще один способ передачи энергии и развития теплых эмоциональных отношений. Взрослый, делающий массаж ребенку, делится с ним своей энергией, настроением, эмоциональным состоянием. Поэтому очень важно, в каком состоянии находится человек, делающий массаж. Современные психологи, исследователи развития ребенка до и после рождения убеждены, что тесный телесный контакт матери и ребенка на ранних этапах его развития приводит к улучшению общего физического и психического состояния малыша и мамы. Игровой массаж — одна из форм взаимодействия, способствующая снятию эмоционального напряжения, снижению уровня тревожности и развитию материнской чувствительности.

Делая массажи, гимнастику ребенку или просто играя с ним, важно быть внимательным и чутким к реакциям малыша. Если у малютки нет настроения активно общаться с вами и он не готов к динамичным движениям, не нужно пытаться веселить и будоражить малыша. Возможно, ему необходимы в данный момент ласковое поглаживание и нежные слова, которые дадут младенцу понять, что любящий взрослый рядом. Учитесь уважать потребности вашего ребенка с колыбели, а когда ваш малыш подрастет, учите его быть внимательным к вам, и тогда эмоциональные отношения будут приносить вам радость и удовольствие.

Игра - пестушка «С добрым утром!»

Цель: развитие двигательных функций и эмоциональных отношений взрослого и младенца.

Глазки, глазки,

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки,

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки,

Вы проснулись?


С добрым утром, ножки,


Вы проснулись?

Я проснулся!

Потянулся!

Маме с папой улыбнулся!

Взрослый дотрагивается до внешних уголков глаз малыша.

Взрослый дотрагивается указательными и большими пальцами до ушей ребенка и слегка растирает их.

Поочередное растирание и поглаживание рук малыша.

Поочередное растирание и поглаживание ног малыша.

Взрослый берет ребенка за кисти и хлопает в ладоши.

Взрослый поднимает руки малыша, потягивается.


Игра «Ах, матушка!» (с 6 месяцев)

Цель: развитие эмоциональных позитивных отношений между матерью и ребенком.

Ах, матушка,

ах, матушка,

Сидит она на камешках,

Деток ждет

и зовет.

Детки увидали,

по камешкам скакали,

Маму обнимали и поцеловали.

Ребенок сидит у взрослого на коленях спиной к нему.

Взрослый выполняет легкие ритмичные подскоки.

Руки ребенка разводятся в стороны, а потом вперед.

Ребенок поворачивается лицом к взрослому.

Взрослый выполняет ритмичные подскоки.

Ребенок обнимает и целует взрослого.

Рекомендации. если ребенок не обнимает, взрослый сам выполняет эти движения. Слово «матушка» может быть заменено при необходимости на «батюшка» или «бабушка». 

Игра «Посмотри мне в глазки»

Цель: развитие эмоциональной близости и зрительного сосредоточения.

Содержание: взяв малыша на руки, общайтесь с ним таким образом: смотрите в глазки, прижимайте к телу, повторяйте те звуки, которые произносит малыш. Можно вытянуть руки, затем быстро приблизить малыша и снова вытянуть руки. Важно делать это не теряя контакт с ребенком. Можно коснуться носика ребенка своим носом, при этом произнося звуки: « У-у-у-х!» Такие игровые действия можно выполнять в промежутках между ходьбой по комнате.

Игровой массаж лица «Густой лес»

Цель: развивать эмоциональные и доверительные отношения взрослого с ребенком. Знакомство с частями лица.

Слова

Движения

Густой лес, чисто поле,

Поглаживаем волосы малыша, лоб,

Два тополя, два окна,

брови, область около глаз,

Две подушки,

Пальчиками стучим по щечкам,

Римбумбуля,

гладим нос,

Лопотуля,

указательным пальцем касаемся рта

Точка!

и подбородкаребенка .

 

Игра «Объятия и поцелуи» (Джеки Силберг)

Цель: развитие эмоционального и тактильного контакта с ребенком.

Содержание: взяв на руки малыша покачивая его из стороны в сторону напевайте : «Прижимаю и целую, я тебя люблю.

Обнимаю и балую, я тебя люблю.

Согреваю, пеленаю, я тебя люблю.

Дорогое мое чудо, я тебя люблю» (слова приводятся в авторской редакции Ларечиной Е. В.)


Подведём итоги:

  • После появления малыша на свет он нуждается не только в хорошем физиологическом уходе, но и в создании стабильных надёжных отношениях с близкими людьми;

  • Отношения младенца и взрослого имеют свои особенности(«baby talk», мимическая эмоциональная экспрессия, изменение дистанции в процессе взаимодействия);

  • Младенец нуждается в игровом взаимодействии с близкими людьми.

Удачи! Тёплых эмоциональных отношений!

7.0/7 оценка (1 голосов)