Нарушение речи у детей. Часть 1

narushenie rechi u detej chast 1

С завидным постоянством на приеме у врача остеопата звучат фразы родителей: «У нашего ребенка нарушение речи», «Она не выговаривает звуки», «Он мало разговаривает», «Нас направил логопед/невролог/педиатр с задержкой речи, может, Вы сможете помочь».

По статистическим данным у четверти детей дошкольного возраста встречаются те или иные нарушения речи, сопровождающиеся как нарушениями поведения и обучения, так и социальной дезадаптацией ребенка.

Немного физиологии.

Речь не является врожденной способностью человека, и ее формирование довольно сложный процесс. В результате вербального контакта ребенок получает информацию через орган слуха, который переводит звуковую волну в нервный импульс, идущий в корковые центры речи (так формируется сенсорная речь).

Чем больше подобных импульсов, тем активнее формируются сложные нейрофункциональные взаимосвязи в коре головного мозга. Затем из корковых центров речи по пирамидным путям нервной системы импульсы идут к ядрам черепных нервов, и далее по двигательным нервным волокнам к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, голосовых связок и т.д.).

В результате согласованной работы данных мышц на выдохе при прохождении воздуха через голосовые связки происходит формирование различных звуков, зависящее от наличия определенной конфигурации резонаторов ротовой и носовой полости, губ и языка (таким образом формируется моторная речь).

Хронология развития событий.

К 3-4 неделям ребенок сосредотачивается на обращающемся к нему взрослом человеке или на игрушке (слуховое и зрительное сосредоточение), это время появления первых улыбок.

К 3-м месяцам появляется «комплекс оживления» - во время общения малыш оживляется, гулит (преобладают гласные звуки, и согласные «г», «к», «н»). Каждый изданный звук передается волной воздуха к слуховому аппарату и оттуда к корковому слуховому анализатору. Таким образом развивается и закрепляется связь двигательного анализатора и слухового.

В возрасте 5-6 месяцев диапазон звуков у ребенка уже достаточно богат (воркующие, чмокающие, вибрирующие), и легче всего удаются звуки, образуемые губами и передней частью языка («мама», «папа», «баба»), так как эти мышцы хорошо развиты благодаря сосанию.

В 6-8 месяцев происходит повторение слогов, которые ребенок слышит, начало лепетной речи.

Между 8-9 месяцами начинается период рефлекторого повторения и подражания. Сначала ребенок повторяет за мамой слоги или односложные слова, затем начинает развиваться и понимание значения слов. Важную роль играет эмоциональная окраска произносимой родителем фразы, так как в этот период в процессе формирования речи начинает играть зрительный анализатор. В результате взаимодействия слухового и зрительного анализаторов происходят сложные аналитические процессы.

К 1 году формируется речевой ответ, ребенок употребляет 3-4 слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («помаши ручкой», «покажи мишку» и др.).

В этот период на развитие речи большое влияние оказывает эмоциональный фон, разнообразными голосовыми оттенками малыш выражает свое настроение, увеличивается словарный запас.

С 1,5 лет ребенок может формировать простые словарные цепочки, состоящие из двух слов («Мама, дай», «Там папа»).

К 2-м годам словарный запас достигает 50 слов и более, малыш усваивает все звуки, кроме свистящих (с,з,ц), шипящих (ш,щ,ч,ж) и сонорных (р,л).

На 3-м году жизни начинается правильное связывание слов в короткие предложения из 5-7 слов, словарный запас достигает 250-700 слов. Малыш называет свое имя, пол, возраст, знает множественное число предметов, употребляет предлоги и союзы, понимает короткие рассказы и сказки.

В 4 года в речи присутствуют сложные предложения с союзами и предлогами. Словарный запас 1500-2000 слов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки (ш,щ,ж,ч) и звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

К 5 годам словарный запас увеличивается до 3000слов. Используются все части речи, правильно произносятся все звуки, активно употребляются обобщающие слова («одежда», «обувь», «животные» и др.).

К 7 годам в речи активно накапливаются образные слова и выражения («ни свет, ни заря»), усваиваются грамматические правила, развивается речевое внимание, память, логическое мышление, так необходимые для дальнейшего развития и обучения ребенка.

Итак, для овладения речью необходимо:

  1. Слух. Ребенок говорит то, что слышит;

Зрение. Ребенок должен видеть артикуляцию взрослых, чтоб в последующем повторять движения;

  1. Зрелая нервная система, сенсорные и моторные проводящие пути;
  2. Здоровая дыхательная мускулатура, мышцы гортани, неба, языка и лица;
  3. Сохранная анатомия челюстно-лицевой области.

Из вышеуказанного вытекают причины и механизм нарушения формирования речи:

  1. Нарушение слуха у ребенка. Степень нарушения развития речи будет коррелировать со степенью нарушения слуха (например, у ребенка, страдающего глухотой, речь никогда не сформируется); нарушение зрения у ребенка может приводить к задержке речевого развития.
  2. Нарушение функции центральной нервной системы в результате наследственных, врожденных и приобретенных причин (чаще это гипоксия головного мозга в перинатальном периоде и генетически обусловленные особенности развития психики, реже травмы и инфекционные заболевания центральной нервной системы); большую роль играет дефицит вербального общения;
  3. Нарушение функции артикуляционных мыщц и дыхательной мускулатуры;
  4. Аномалии развития гортани, носовой и ротовой полости.

     Речевые расстройства в детском возрасте подразделяются на   следующие группы:

  1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения они делятся на:

афазии — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых центров речи;

алалии — системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых центров речи в раннем, доречевом периоде;

дизартрии — нарушение звукопроизношения в результате нарушения иннервации артикуляционных мышц;

  1. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:

заикание;

мутизм и сурдомутизм;

  1. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
  2. Задержки речевого развития различного генеза (при недоношенности, различных заболеваниях, педагогической запущенности и т. д.).

Учитывая многообразие причин, приводящих к нарушению формирования речи у детишек, а так же множество клинических проявлений нарушения речи, мы рекомендуем родителям своевременно обращаться к специалистам с целью грамотной коррекции нарушений речи. А вот к каким именно, в какие сроки, и в чем же будет заключаться помощь специалистов мы обязательно расскажем в следующей статье. Будьте с нами!

С пожеланиями здоровья и радости общения, доктор Ненашкина Эльвира Николаевна.

7.0/7 оценка (3 голосов)