Особенности развития ребенка раннего возраста (1–3 года)

Раннее детство — начало начал. Это время начала формирования будущей личности. Это период интенсивного развития системы восприятия. Это первый опыт взаимоотношений с окружающими взрослыми и детьми. Период раннего детства — время, когда у ребенка проявляется потребность в независимости, автономии. Малыш осознает свое «Я», и основная тенденция в поведении теперь — желание быть самостоятельным («Я сам»).

Если потребностям ребенка быть самостоятельным, независимым противостоят авторитарность взрослого, обилие ограничений, запретов, могут возникнуть проблемы развития, связанные с нарушением эмоциональной сферы ребенка, нарушением отношений с близкими взрослыми, снижением уровня познавательной активности, а в тяжелых случаях и соматические болезни.

 Важно отметить, что все сферы деятельности ребенка раннего возраста и его развитие в целом базируется на эмоциональном принятии малыша близкими людьми. Именно эмоциональное благополучие, комфортные доверительные отношения являются залогом психологического здоровья и интеллектуальной успешности ребенка. Отсутствие эмоционально позитивных отношений влечет нарастание напряжения, повышение тревожности и как следствие снижение общего эмоционального фона и уровня познавательной активности. Поведение такого ребенка носит пассивно-оборонительный характер.

От года до трех лет эмоциональные отношения неразрывно связаны с совместной предметной деятельностью ребенка и взрослого. У малыша начинает преобладать мотив сотрудничества. Взрослый для него выступает в роли активного партнера. Ребенок ждет от близких людей прежде всего непосредственного участия во всех своих делах. Для него важна эмоциональная поддержка, положительная оценка своих и совместных действий.

Основным видом деятельности, способствующим развитию позитивных эмоциональных отношений в раннем детстве, является совместная деятельность взрослого и малыша. Ведь именно взрослый знакомит его с функциями и способами использования предметов (знакомых и незнакомых, волшебных и самых обыкновенных), освоение которых — главная задача ребенка раннего детства.

7.0/7 оценка (2 голосов)