Какие игрушки нужны малышу

     Сегодня, выбрать игрушку для своего малыша для многих родителей становится не простой задачей. С чем это связанно? В первую очередь, с обилием информации об игрушках. И порой, очень сложно различить, где рекламный ход, а где важная и необходимая информация. Попробуем разобраться. В этом нам помогут критерии выбора игрушечной «продукции» в соответствии с психологическими законами развития малыша.

1. Игрушка должна соответствовать возрасту ребёнка. То, что полезно малышу в год, может оказаться бессмысленным для 3 летнего дошкольника.

2. Игрушка должна при взаимодействии с ней оставлять пространство для творчества ребёнка. Поэтому совершенная и завершённая игрушка будет мало интересовать малыша. «Открытость для разнообразных действий, гибкость и простота- важные требования для хорошей развивающей игрушки».

3. Игрушка должна быть безопасной. Перед тем как приобрести игрушку узнайте, где изготовлена игрушка (страна, производство). При необходимости попросите санитарный сертификат.

 Выбирать для развития детей следует игрушки, простые и понятные для ребенка, удобные для использования их с разными целями, подсказанными фантазией ребенка.
Удивительно, но в разные времена в разных странах дети выбирают одни и те же игрушки: погремушки, мячи, небольшие предметы, кубики, тележки, простые куклы и др.
Простота, дешевизна, доступность, пригодность для игр, безопасный материал, — вот что во все времена важно учитывать при выборе игрушек для детей.
Особенно важным является выбор игрушек, когда речь идет о детях раннего возраста. Ведь ведущая деятельность в этот период — предметная, и от того, насколько удачно будут выбраны предметы для игры, зависит развитие восприятия, внимания, памяти, мышления ребенка.
 Игрушки для детей раннего возраста должны способствовать физическому развитию малыша (ходьба, бег, крупная моторика и т. д.). Это мячи разного размера, различные игрушки на колесиках (с длинной ручкой), каталки, устойчивые детские коляски. Когда ребенок научится уверенно ходить, полезным предметом может стать игрушка на веревочке, с которой можно бегать, ходить.

 Строительные кубики, мячи, пирамидки, матрешки, баночки и мисочки, — все это поможет развитию крупной и мелкой моторики ребенка примерно с полутора лет.

 Сюжетно-ролевые игрушки — куклы, игрушечные животные, мебель, игрушки-заместители (игровые предметы, которые заменят знакомые предметы: бруски, коробки, дощечки разных размеров, разноцветные лоскутки и др.) будут способствовать развитию речи ребенка. 

Выбор игрушек, как и игр с ними, должен соответствовать возрастным особенностям малыша. Не стоит покупать слишком большие игрушки, которые ребенок с трудом удерживает в руках. Не следует покупать и совсем маленькие игрушки, использование которых затрудняется из-за пока еще не очень ловких пальчиков. Кроме того, малыш может проглотить их.

Конечно, не существует универсальных правил по выбору игрушек. Но в любом случае игрушка должна быть прочной, сделанной из безопасного для малыша материала, без острых углов, приятной на ощупь, привлекательной. Желательно, чтобы игрушка была многофункциональной.

К сожалению, в магазинах, несмотря на обилие игрушек на прилавках, трудно выбрать ту, которая соответствовала бы всем этим требованиям. Поэтому зачастую самой любимой игрушкой у малыша становится та, которую сделали мама, папа вместе с ним (пусть он хотя бы помогает держать материалы, раскрашивает).

В статье использованы материалы книги «Игры для детей от года до трёх лет» Г.Б. Монина, Е.В. Ларечина СПб: «Речь» 2008г. Е.О.Смирнова «Во что играют наши дети?» М:2009г.

Игрушки, рекомендованные для детей раннего возраста.

 От года до двух лет

Развитие способности различать свойства предметов по форме, величине, цвету, расположению в пространстве (сенсорное развитие).

Овладение соотносящими и орудийными действиями.

Знакомство с понятиями «один» «много», «такой же».

Формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения (Павлова).

Развитие речи детей. 

Дидактические игрушки:
Пирамидки 4 шт. двухсоставные из одноцветных колец основных цветов, мозаика крупная; объемный пазл, кубикоброс, шарикоброс; матрешка 3-х составная, игрушки-вкладыши (геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник); пирамидки из шаров, колец, кубиков, цилиндров; коробочки для сортировки предметов (шаров, колец, кубиков, цилиндров); лото «парные картинки»;

конструкторы: крупный по принципу «лего», конструктор из кубиков, брусочков, призм, цилиндров; механические игрушки (заводная курочка, лягушка);

сюжетные игрушки: разные виды транспорта (машины грузовая, легковая, поезд, самолет); детская мебель (стол, кровать с постельным бельем, стульчики); куклы, юла, кукольная коляска, мягкие игрушки резиновые и пластмассовые игрушки разные по размеру;

музыкальные игрушки: бубен, барабан, колокольчики, бубенцы, маракасы, дудочка; качели; плоскостные фигурки животных и людей для игры с песком; игрушечный телефон; спортивное игровое оборудование.

 От двух до трех лет

 


Совершенствование системы восприятия (усложнение занятий с предметами и игрушками).

Развитие воображения, наглядно-образного мышления.

Развитие речи.

Развитие игровых умений.

Дидактические игрушки:
Пирамидки пятисоставные одноцветные; «занимательная коробка», имеющая прорези трех размеров: квадратные (7, 5, 3 см) и круглые (диаметр 7, 5, 3 см); кубики (6, 4, 2 см), а также шарики (диаметр 6, 4, 2 см); набор геометрических фигур; рамки Монтессори; набор блоков Дьенеша; матрешка пятисоставная; плоскостные пазлы; кубики с картинками (4 кубика); мозаика; Лото для малышей; разрезные картинки (3-хчастные); панно с липучками;

предметы быта: прищепки, банки с горохом и мелкими игрушками, ложки разных размеров и из разных материалов, формочки для теста, сюжетные бутылочки из под лимонада с «проделанным ртом»-отверстием (диаметр 1,5 см) для кормления фасолью;

сюжетные игрушки: набор кукол «семья», кукольная посуда, кукольный домик, наборы животных (к детской мебели добавляется шкафчик); утюг и гладильная доска, различные виды машинок, гараж, одежда для переодевания (папина шляпа, мамин шарфик);

механические игрушки;

самодельные игрушки;

игрушки для игр на улице: вертушка, наборы для игр с песком и водой; плоскостные фигурки животных и людей, мыльные пузыри, игрушки — каталки, мячи;

спортивные игрушки: батут, дартс детский с шариками на липучках, мячи разных размеров, гимнастическая доска, кольцо для бросания мяча;

конструкторы: деревянные, пластмассовые из крупных и небольших деталей;

театральные игрушки: игрушки би-ба-бо, пальчиковые, плоскостные, объемные.

7.0/7 оценка (3 голосов)