Малыш идёт в ясли!? Современный взгляд на проблему адаптации

Вашему малышу исполнился год! Многие родители в это время начинают задумываться о яслях. Почему? Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, часто мамы к этому возрасту ребёнка начинают испытывать дискомфорт от отсутствия эмоционального и физического ресурса. Во - вторых, появляются вопросы в воспитании и развитии ребёнка, которые кажется, что эффективнее решатся в социальном учреждении ( приучении к горшку, самостоятельное употребление разнообразной еды, формирование навыков самообслуживания, интеллектуальное развитие).  В – третьих,   проблемы материального и социального характера, к этому этапу жизни семьи, часто становятся достаточно острыми и  вынуждают родителей обращаться с просьбой в государственные инстанции о зачислении малышей  в ясельные группы дошкольных учреждений.

  Получив заветное направление в детский сад  родители, чаще мамы, сталкиваются с проблемой другого рода.  Проблемой отношений «мама-ребёнок»,  которая  проявляется в вопросах:  

- Не рано ли я отдаю ребёнка в ясли?

-Готов ли мой ребёнок к детскому саду?

-Будет ли воспитатель любить моего ребёнка и заботиться о нём?

- А я, мама, готова доверить своего малыша «чужой тёте»?

Нейробиологические исследования  проводимые последние пятнадцать лет доказали, что основной мотивационной системой человека является стремление к установлению контакта, к взаимному уважению и любви. Опыт одиночества, потери значимых отношений, длительные разлуки особенно в раннем возрасте с близким значимым человеком  приводит к повышению уровня кортизола (гормона стресса) в крови, который влияет не только на работу физиологических систем организма, но и на эмоциональное состояние и познавательную активность ребёнка. Для нормализации состояния малышу необходимо, чтобы рядом был надёжный, принимающий и поддерживающий взрослый.

Ребёнку, пришедшему в ясельную группу детского сада, для собственного комфорта и удовлетворения своих потребностей необходимо усвоить все нормы и правила социального взаимодействия в группе и уметь их использовать по назначению во взаимодействии как с взрослыми,  воспитателями и няней, так и с детьми. Для маленького ребёнка это сложный процесс. Современные исследования указывают на то, что главными помощниками на пути адаптации к новым условиям жизни в детском саду являются: отношения, сформировавшиеся у ребёнка с матерью и умение играть.  Мама в этой ситуации выступает как посредник в процессе социализации, поскольку жизнь матери протекает в непосредственном взаимодействии с ребёнком, она является значимым для него лицом и осуществляет первичный уровень социализации посредством создания атмосферы принятия, в которой формируется привязанность. Привязанность – это довольно значимый фактор социализации, поскольку именно  привязанность и особенности отношений ребёнка с мамой становятся « матрицей», по которой в дальнейшем строятся все отношения ребёнка с другими людьми. А качество привязанности в свою очередь определяет успешность адаптации ребёнка в новых социальных условиях.

(по материалам книги И.А. Симоненко)

Надо отметить, что дети, у которых с матерями  в первые годы жизни сложились тёплые и надёжные отношения обладают более стойкой «психологической выносливостью» к стрессам, чем те, чьи отношения носили не надёжный характер. Период адаптации ребёнка к детскому саду,  как правило,  наполнен сильными стрессовыми переживаниями, связанными с расставанием малыша  с близким эмоционально значимым человеком  (мамой). Поэтому прежде чем принять решение о посещении малышом яслей, родителям,  не обходимо получить консультацию специалиста - детского психолога, который поможет выработать конкретную тактику помощи в период адаптации, основанную на индивидуальных особенностях ребёнка.

Игра это естественный способ познания мира детьми. В процессе игры малыш осваивает различные способы действия с предметами и материалами, формы поведения в социуме, учиться всему тому, что необходимо ему для жизни. Как пишет А.Э. Гущина: « Игра-это сфера свободы». Но для свободной игровой деятельности малышу нужна психологическая и физическая безопасность. Дети в яслях не в состоянии по-настоящему заинтересоваться игрой, когда они чувствуют себя не защищёнными. Именно в условиях комфорта и необходимой поддержки ребёнок готов быть активным исследователем и проявлять интерес к внешнему миру. Специалисты знают, что активное поведение, заинтересованность игровой деятельностью, положительный эмоциональный настрой на взаимодействие с воспитателем – это критерии успешной адаптации ребёнка к детскому саду.   Именно воспитатель становится для малыша той эмоционально значимой фигурой, которая замещает родителя. Поэтому прочные эмоциональные связи (отношения привязанности)  должны сложиться у малыша и с замещающим маму специалистом. Современные исследования доказали, что именно надёжные отношения привязанности обеспечивают успешность в развитии познавательных способностей, игровой деятельности и соответственно в процессе адаптации детей к новым социальным условиям жизни.

Удачи  и мудрых решений!

Подробнее вы можете познакомиться с этой темой на встречах Родительского клуба «Аистёнок» vk.com/rastemvmestesrebenkom

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология М: Аспект-Пресс 2008г.
  2. Боулби Дж. Привязанность М: «Академический проект» 2003г.
  3. Карл Бриш Теория привязанности и воспитание счастливых людей М: Теревинф 2014г.
  4. Сью Герхардт  Как любовь формирует мозг ребёнка? М.: Этерна 2012г.
  5. Иоахим Бауэр Принцип человечности СПб: Вернера Регена 2009г.
  6. Стив Биддалф До трёх ещё рано М: Рипол Классик 2015г.
  7. Ларечина Е.В. «Развивающие занятия для родителей и детей » СПб: «Речь» 2015г.  
  8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком период раннего детства СПб: «Речь», 2003.
  9. Симоненко И.А. Привязанность и её влияние на здоровье и развитие ребёнка. Психотерапия привязанности в детском возрасте. Курск: КГМУ, 2014г.
  10. Карлос Гонсалес «Целуйте меня!» М: «Ресурс» , 2014г.
  11. Карл Бриш Терапия нарушений привязанности М: Когнито-Центр 2012г.
  12. Развитие личности ребёнка от года до трёх лет по ред. Л.А. Головей Екатеринбург «У – Фактория» 2004г.
1.0/7 оценка (1 голосов)