Малыш идёт в ясли!? Современный взгляд на проблему адаптации
Вашему малышу исполнился год! Многие родители в это время начинают задумываться о яслях. Почему? Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, часто мамы к этому возрасту ребёнка начинают испытывать дискомфорт от отсутствия эмоционального и физического ресурса. Во - вторых, появляются вопросы в воспитании и развитии ребёнка, которые кажется, что эффективнее решатся в социальном учреждении ( приучении к горшку, самостоятельное употребление разнообразной еды, формирование навыков самообслуживания, интеллектуальное развитие). В – третьих, проблемы материального и социального характера, к этому этапу жизни семьи, часто становятся достаточно острыми и вынуждают родителей обращаться с просьбой в государственные инстанции о зачислении малышей в ясельные группы дошкольных учреждений.
Получив заветное направление в детский сад родители, чаще мамы, сталкиваются с проблемой другого рода. Проблемой отношений «мама-ребёнок», которая проявляется в вопросах:
- Не рано ли я отдаю ребёнка в ясли?
-Готов ли мой ребёнок к детскому саду?
-Будет ли воспитатель любить моего ребёнка и заботиться о нём?
- А я, мама, готова доверить своего малыша «чужой тёте»?
Нейробиологические исследования проводимые последние пятнадцать лет доказали, что основной мотивационной системой человека является стремление к установлению контакта, к взаимному уважению и любви. Опыт одиночества, потери значимых отношений, длительные разлуки особенно в раннем возрасте с близким значимым человеком приводит к повышению уровня кортизола (гормона стресса) в крови, который влияет не только на работу физиологических систем организма, но и на эмоциональное состояние и познавательную активность ребёнка. Для нормализации состояния малышу необходимо, чтобы рядом был надёжный, принимающий и поддерживающий взрослый.
Ребёнку, пришедшему в ясельную группу детского сада, для собственного комфорта и удовлетворения своих потребностей необходимо усвоить все нормы и правила социального взаимодействия в группе и уметь их использовать по назначению во взаимодействии как с взрослыми, воспитателями и няней, так и с детьми. Для маленького ребёнка это сложный процесс. Современные исследования указывают на то, что главными помощниками на пути адаптации к новым условиям жизни в детском саду являются: отношения, сформировавшиеся у ребёнка с матерью и умение играть. Мама в этой ситуации выступает как посредник в процессе социализации, поскольку жизнь матери протекает в непосредственном взаимодействии с ребёнком, она является значимым для него лицом и осуществляет первичный уровень социализации посредством создания атмосферы принятия, в которой формируется привязанность. Привязанность – это довольно значимый фактор социализации, поскольку именно привязанность и особенности отношений ребёнка с мамой становятся « матрицей», по которой в дальнейшем строятся все отношения ребёнка с другими людьми. А качество привязанности в свою очередь определяет успешность адаптации ребёнка в новых социальных условиях.
(по материалам книги И.А. Симоненко)
Надо отметить, что дети, у которых с матерями в первые годы жизни сложились тёплые и надёжные отношения обладают более стойкой «психологической выносливостью» к стрессам, чем те, чьи отношения носили не надёжный характер. Период адаптации ребёнка к детскому саду, как правило, наполнен сильными стрессовыми переживаниями, связанными с расставанием малыша с близким эмоционально значимым человеком (мамой). Поэтому прежде чем принять решение о посещении малышом яслей, родителям, не обходимо получить консультацию специалиста - детского психолога, который поможет выработать конкретную тактику помощи в период адаптации, основанную на индивидуальных особенностях ребёнка.
Игра это естественный способ познания мира детьми. В процессе игры малыш осваивает различные способы действия с предметами и материалами, формы поведения в социуме, учиться всему тому, что необходимо ему для жизни. Как пишет А.Э. Гущина: « Игра-это сфера свободы». Но для свободной игровой деятельности малышу нужна психологическая и физическая безопасность. Дети в яслях не в состоянии по-настоящему заинтересоваться игрой, когда они чувствуют себя не защищёнными. Именно в условиях комфорта и необходимой поддержки ребёнок готов быть активным исследователем и проявлять интерес к внешнему миру. Специалисты знают, что активное поведение, заинтересованность игровой деятельностью, положительный эмоциональный настрой на взаимодействие с воспитателем – это критерии успешной адаптации ребёнка к детскому саду. Именно воспитатель становится для малыша той эмоционально значимой фигурой, которая замещает родителя. Поэтому прочные эмоциональные связи (отношения привязанности) должны сложиться у малыша и с замещающим маму специалистом. Современные исследования доказали, что именно надёжные отношения привязанности обеспечивают успешность в развитии познавательных способностей, игровой деятельности и соответственно в процессе адаптации детей к новым социальным условиям жизни.
Удачи и мудрых решений!
Подробнее вы можете познакомиться с этой темой на встречах Родительского клуба «Аистёнок» vk.com/rastemvmestesrebenkom
Литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология М: Аспект-Пресс 2008г.
- Боулби Дж. Привязанность М: «Академический проект» 2003г.
- Карл Бриш Теория привязанности и воспитание счастливых людей М: Теревинф 2014г.
- Сью Герхардт Как любовь формирует мозг ребёнка? М.: Этерна 2012г.
- Иоахим Бауэр Принцип человечности СПб: Вернера Регена 2009г.
- Стив Биддалф До трёх ещё рано М: Рипол Классик 2015г.
- Ларечина Е.В. «Развивающие занятия для родителей и детей » СПб: «Речь» 2015г.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком период раннего детства СПб: «Речь», 2003.
- Симоненко И.А. Привязанность и её влияние на здоровье и развитие ребёнка. Психотерапия привязанности в детском возрасте. Курск: КГМУ, 2014г.
- Карлос Гонсалес «Целуйте меня!» М: «Ресурс» , 2014г.
- Карл Бриш Терапия нарушений привязанности М: Когнито-Центр 2012г.
- Развитие личности ребёнка от года до трёх лет по ред. Л.А. Головей Екатеринбург «У – Фактория» 2004г.