Первые шаги в новый мир

     Ранний возраст – новый серьезный этап в жизни ребенка и его семьи.
В это время эмоциональные отношения являются фундаментом, на котором строится взаимодействия малыша с окружающим миром. Родителям важно активно использовать  разнообразные игрушки и предметы для общения с ребенком. Например: « Покажи, где часики. Вот часики! Часики делают тик-так». Игрушки для малыша пока не выполняют своего игрового предназначения, как в дошкольном возрасте, в основном ребенок манипулирует ими. Например: машиной он может постучать об пол, потрясти ее, подвигать вперед назад, пососать колесико и т. д. Но даже эти, со стороны кажущиеся бесцельными, действия пробуждают познавательную активность малыша к окружающему миру. Несмотря на нововведение во взаимодействии с ребенком, в репертуаре вашего общения должны оставаться игры с использованием тактильного (телесного) контакта и ярких позитивных эмоциональных проявлений. Например, игра «прятки», игровые массажи, игры на коленях.

      Эмоциональные отношения, общение между близкими взрослыми и ребенком в периоды от года до двух и с двух до трех лет имеют единые цели и задачи.   На этом этапе развития эмоциональные отношения неразрывно связаны с совместной деятельностью ребенка и взрослого. У малыша начинает преобладать мотив сотрудничества. Взрослый для него выступает в роли активного партнера по игре. Ребенок ждет от близких людей, прежде всего непосредственного участия во всех своих делах, получая от них эмоциональную поддержку, положительную оценку своих и совместных действий.

          Таким образом, в атмосфере безусловной любви, в позитивном эмоциональном климате семьи формируется одна из составляющих  личности человека — его самооценка.

Поэтому важной особенностью эмоциональных отношений является сохранение и развитие позитива, нахождение новых конструктивных форм взаимодействия с ребенком. Это бывает очень сложно, т.к. именно в этом возрасте ребенок переживает свой возрастной кризис, и большинство родителей испытывают трудности в воспитании ребенка. Приходя на консультацию, родители очень часто задают вопрос: «Как общаться с ребенком, уважая его потребности, самостоятельность но, не допуская противостояния с волей взрослых, при этом, не наказывая его?»

          Ответы на этот и другие вопросы помогают находить знания особенностей развития психики ребенка. Внимание малыша в этом возрасте непроизвольно, малыш легко переключается с одной деятельности на другую. Так вот, если вы в ответ на настойчивую просьбу дитя пойти в определенную сторону вы скажете: «Посмотри, а вот там зайка сидит, машет лапкой, нас с тобой зовет!» или «Посмотри, какая машина огромная поехала, побежали, посмотрим!», при этом слова будут сопровождаться яркими положительными эмоциями, у малыша наверняка возникнет интерес последовать за вами.

          Здорово, если вы как можно раньше поможете ребенку делать самостоятельный выбор. Только выбор должен заключатся в приемлемых для вас обоих условиях. Например: «Ты будешь кашу с вареньем или маслом?»; «Ты наденешь красное платье или зеленое?». Таким образом, вы даете малышу возможность реализовать свои потребности в самостоятельности, сохраняя при этом хорошие дружеские отношения. Конечно, бывают и исключительные случаи, но это скорее темы для индивидуальных консультаций с психологом.

Еще одной важной особенностью эмоциональных отношений и общения в этот период является расширение социальных контактов ребенка. Малыш начинает тесно взаимодействовать со сверстниками. В этом первом опыте взаимодействия ребенка с другими детьми роль родителей огромна. Именно они помогают малышу войти в круг сверстников. Они  обучают детей правилам взаимодействия друг с другом. Например: «Давай спросим, как этого мальчика зовут?» — «Миша». — «У Миши есть машина и у тебя есть машина, вот здорово! Давайте построим гараж для машин, а машины будут возить песок для постройки».

          Хочу обратить особое внимание родителей: в возрасте от 1 до 3 лет ребенку желательно общаться со сверстниками не только в песочнице. Поэтому если малыш не посещает ясли, то хорошей альтернативой является группы социализации типа «Растем вместе», где ребенок вместе с мамой или папой находится на занятии и делает первые шаги в мир сверстников.