Чему и как учить ребенка раннего возраста

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо решить, надо ли вообще учить ребенка раннего возраста? Или лучше предоставить ему возможность развиваться в свободной деятельности? Разные специалисты по-разному отвечают на эти вопросы. Ответ надо искать в «золотой середине», и очень важно сохранить баланс между самостоятельностью ребенка и помощью, которая оказывается ему взрослыми. Идти за ребенком, но организовывать среду вокруг него таким образом, чтобы он захотел исследовать ее. Мы, взрослые, окружающие ребенка в этот важный возрастной период, должны создавать условия для развития его потенциала, опираясь на наши знания о возрастных и индивидуальных особенностях малыша. При выстраивании взаимоотношений с детьми от 1 года до 3 лет одна из задач взрослых — научить детей точно, полно воспринимать разные предметы (их цвет, величину, расположение в пространстве, характер звучания и т. д.). В этом случае учитывается как ведущая деятельность ребенка (предметная), так и доминирующая функция (восприятие).

 Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем, оно — результат деятельности системы анализаторов (зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, болевого, вестибулярного и др.). Сортируя, сравнивая предметы друг с другом, малыш учится воспринимать цвета, различать формы. В этой исследовательской работе принимают участие все органы чувств, что обеспечивает целостное восприятие. Значение различных анализаторов может быть неравнозначным: какой-то из них является ведущим, какой-то только дополняет получаемую информацию. Как правило, взрослые, придумывая «развивалки» для малыша, обращают внимание на зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие. Но для полноценного развития важна вся сенсорная система, у ребенка должен быть сформирован целый «набор» ощущений: запаховых, двигательных, вкусовых и т. д. В раннем детстве особое место занимает развитие тактильной и кинестетической чувствительности. У ребенка в этом возрасте формируется образ телесного «Я», поэтому важно дать ему опыт знакомства как можно с большим количеством предметов различного свойства, опыт познания собственного тела. Ребенок-исследователь ощупывает, обнюхивает, пробует на вкус предметы, кувыркается, валяется, ползает, пытаясь через мир предметов «встроить» себя в окружающую действительность. И взрослый призван помогать ему в этом, переводя его новый опыт в слова, стремясь встраивать сенсорные занятия в любую деятельность малыша, обучая новым (а не только привычным) способам сбора информации.

 Кружение, кувыркание, «куча-мала», катание с горы, прыганье, лазание, «чехарда», — все это — «пища» для полноценного развития ребенка. И если он не получит этого в раннем детстве, впоследствии могут появиться проблемы как в понимании им собственного «Я», так и в межличностном взаимодействии с окружающими, в адаптации к новым условиям жизни, например к детскому саду.  Если у ребенка плохая тактильная чувствительность, он не чувствует слабых прикосновений (поэтому может сильнее допустимого толкать, прикасаться к кому или к чему-либо), он не чувствует границ своего тела (поэтому падает, задевает предметы и др.). Чтобы дать ребенку необходимый опыт тактильных ощущений, надо не только прикасаться к нему (гладить, целовать, вытирать и т. д.), но и предоставить ему возможность ощупывать, облизывать, трогать разные предметы (нюхать духи, продукты, цветы, сравнивать вкус разных блюд и др.).

 По мере того как ребенок познает мир во всем его многообразии, взрослый помогает ему зафиксировать новый опыт, облекает в слова новые ощущения, помогает осознать новую информацию. Все это и есть обучение, развитие ребенка с учетом его возрастных потребностей и особенностей.

7.0/7 оценка (2 голосов)