Нарушение речи у детей. Часть 2

Уже не в первый раз мы возвращаемся к теме развития речи у детей. Актуальность этого вопроса подтверждает регулярное обращение в клинику детишек с тем или иным речевыми нарушениями.

 narushenie rechi u detej chast 2

Вкратце напомню, что для правильного овладения речью у ребенка должен присутствовать слух, зрение, зрелая нервная система, нормальное строение и функционирование челюстно-лицевого аппарата, а так же здоровая дыхательная и артикуляционная мускулатура. И в протокол диспансерного наблюдения детей раннего возраста входит осмотр необходимых для оценки вышеуказанных параметров специалистов: педиатра, невролога, отоларинголога, офтальмолога, стоматолога (ортодонта), а так же логопеда (при наличии нарушений развития речи).

Каковы же факторы риска нарушения развития речи у детей? Различают:

  1. Биологические:

-отягощенная наследственность (семейные речевые нарушения)

-перинатальные факторы риска.

а) осложненное течение беременности (токсикозы, инфекционные и эндокринные заболевания беременной, травмы, невынашивание беременности, воздействие психотравмирующих факторов и т.д.);

б) нарушения внутриутробного развития плода в связи с приемом лекарственных препаратов, ионизирующим излучением, употреблением алкоголя и курением во время беременности;

в) особенности течения родов (затяжные или стремительные роды, несоответствие размеров головки плода и таза матери, несвоевременное излитие околоплодных вод и патология амниона, неправильное положение плода, обвитие пуповиной, гипоксия плода и асфиксия новорожденного, родовые травмы);

г) воздействие разнообразных вредных факторов после рождения (частые инфекционные и хронические заболевания (аденоидиты, отиты, тонзиллиты и др.), а также травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением головного мозга).

  1. Социально-психологические:

а) дефицит речевого общения с окружающими

б) невнимание к речи ребенка, педагогическая запущенность

в) двуязычие в семье

г) некорректные методы воспитания в семье, приводящие к неврозам.

Все эти факторы риска и являются предпосылками для формирования у ребенка соматических дисфункций – обратимых нарушений структурно-функционального состояния тканей тела, характеризующихся нарушением подвижности, микроциркуляции, выработки и передачи эндогенных ритмов и нервной регуляции, проявляющихся на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Соматические дисфункции, сопровождающие речевые нарушения, и являются фокусом работы врача остеопата. Вспомним сложный процесс формирования речи: ребенок получает информацию через орган слуха, который переводит звуковую волну в нервный импульс, идущий в корковые центры речи, затем из корковых центров речи по пирамидным путям нервной системы импульсы идут к ядрам черепных нервов, и далее по двигательным нервным волокнам к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, голосовых связок и т.д.).

В результате согласованной работы данных мышц на выдохе при прохождении воздуха через голосовые связки происходит формирование различных звуков, зависящее от наличия определенной конфигурации резонаторов ротовой и носовой полости, губ и языка.

И представьте себе, что на каждом из этих последовательных этапах формирования речи мог произойти какой-либо сбой в работе тонких механизмов. А результат один – нарушение речевого развития. Задача специалиста – понять на каком уровне произошла «поломка» в системе.

Безусловно, важен комплексный подход в лечении детей с нарушением речи: обследование и, при необходимости, лечение у профильных специалистов (невролога, отоларинголога, офтальмолога, стоматолога, ортодонта), наблюдение педиатра, диагностика и коррекция выявленных соматических дисфункций у остеопата, массаж, гимнастика, занятия с психологом, логопедом-дефектологом.

Однако, по данным большого количества работ на данную тему, включение остеопатического сопровождения в коррекцию речевых нарушений у детей способствует как повышению эффективности и сокращению сроков лечения, а также уменьшению медикаментозной нагрузки на организм ребенка, так и предупреждению перехода речевых расстройств в хронические формы.

Целью работы врача остеопата является диагностика уровня проявления и степени выраженности соматических дисфункций с последующей их коррекций, направленной на восстановление нарушенного структурно-функционального состояния тканей, улучшения их подвижности, нормализация кровообращения и иннервации, что будет создавать благоприятный фон для развития речи у ребенка.

Однако, несмотря на наличие современных методов коррекции речевых нарушений, не стоит забывать о своевременной их профилактике.

Существуют три направления профилактических мер:

  1. Предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика.
  2. Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика.
  3. Социальная адаптация лиц, страдающих речевой патологией – третичная профилактика.

Профилактические меры основаны на создании благоприятных условий развития ребенка еще задолго до появления его первых слов. Здесь и планирование беременности, и своевременная и бережная коррекция всевозможных отклонений в физиологическом течении беременности и осложнений периода гестации, то есть антенатальная охрана здоровья плода. Это и грамотное ведение родов, и минимализация воздействия неблагоприятных факторов внешней среды в постнатальный период.

Как показывают исследования, основа формирования речи – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений параллельно с развитием двигательной активности ребенка. Так как речь формируется путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых), важным средством профилактики речевых нарушений служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: это правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора, прослушивание музыкальных произведений.

Включение различных игр, направленных на развитие общей и мелкой моторики, слуха, артикуляционных движений, диафрагмально-речевого дыхания:

  1. игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук, включают себя пальчиковую гимнастику, кинетические упражнения, игры с различными предметами;
  2. игры по формированию диафрагмально-речевого дыхания: рекомендуется дуть на различные предметы (воду, свечи, шарики, бумажные полоски, снежинки и т.д.), играть на дудочке, выдувать мыльные пузыри, надувать воздушные шары;
  3. игры и упражнения, способствующие развитию артикуляционного аппарата (игры на звукоподражание, стихи, потешки, песенки). Для стимуляции артикуляционных мышц можно дать ребенку погрызть морковку, яблоко, сухарик. «Покривляться» с ребенком перед зеркалом (улыбаться, показывать язык, цокать языком и т.д.).

В своей работе я и мои коллеги используем не только комплексный подход к коррекции нарушений речи у детей, но и создаем благоприятные условия для пребывания ребят в клинике, и детки с радостью и гордостью за свои достижения, встречая «своих» докторов, непринужденно общаются, произнося совершенно невероятные фразы (учитывая, что полгода тому назад молчали, как разведчики)): «Здравствуйте! Я- Георгий Александрович!» И это, безусловно, для нас огромная радость!

Берегите и любите своих детишек!

Искренне ваша, доктор Ненашкина Эльвира Николаевна.

6.5/7 оценка (2 голосов)